понедельник, 5 марта 2018 г.

Черток Борис



Герой Социалистического Труда;
Лауреат Ленинской премии
и Государственной премии СССР
;
Действительный член
Российской Академии Наук
;
Действительный член Международной
Академии астронавтики
;
Почетный член Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского;
член Международной Академии
информатизации
;
Доктор технических наук;
Профессор Кафедры "Системы автоматического управления" факультета "Приборостроение"
Московского Государственного технического университета имени Н.Э. Баумана
;
Заместитель Главного (Генерального) конструктора Особого конструкторского
бюро № 1 (Центрального конструкторского
бюро машиностроения,
Научно-производственного объединения (Ракетно-космической корпорации) "Энергия") по системам управления
ракетно-космическими аппаратами
;
Организатор работ по
проектированию и производству
ракетной и космической техники


Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзи, Петроковской губернии(на территории Царствия Польского, входившего тогда
в состав Российской империи
).
Накануне первой мировой войны родители Бориса Евсеевича Чертока
вернулись 
в Москву
, где в 1929 году он окончил школу-девятилетку и начал
трудовую деятельность электромонтером
 на Краснопресненском
силикатном заводе
.
Ещё в школе он увлекся радио и электротехникой, а в 1928 году журнал
"Радио всем" опубликовал описание разработанного им универсального
лампового приемника. 

В конце 1930 года Б.Е. Черток перешёл на завод № 22 (впоследствии -
Завод имени С.П. Горбунова
)
который в то время был крупнейшим
в стране авиационным предприятием.

Здесь он работал электромонтером по промышленному оборудованиюэлектрорадиомонтером по оборудованию самолетов (до 1933 года),
радиотехником по самолетному радиооборудованию (до 1935 года),
Начальником конструкторской группы Особого конструкторского бюро
(до 1937 года) и Начальником конструкторской бригады по самолетному
оборудованию 
и вооружению (до 1938 года).В течение года был Заведующим массово-экономическим отделом
заводского комитета ВЛКСМ
.



В эти годы Б.Е. Черток стал автором ряда изобретений, подтвержденных
авторскими свидетельствами
.Так, в 1934-1935 годах он разработал автоматический электронный бомбосбрасывателькоторый прошел испытания в Научно-исследовательском институте ВВС.
В 1935 году как изобретатель Борис Евсеевич был выдвинут на инженерную
должность 
в ОКБсозданном под руководством главного конструктора
Виктора Фёдоровича Болховитинова.В 1936-1937 годахне имея законченного высшего образования,Борис Евсеевич Черток был назначен Ведущим инженером
по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций.Участвовал в подготовке самолётов экспедиции группы М.В. Водопьянова
на Северный полюс и самолета С.А. Леваневского для трансполярного
перелёта
 Москва - США.
В 1934 году Б.Е. Черток поступил на вечернее отделение Московского
энергетического института
 и до 1938 года совмещал работу с учёбой.
Для
 окончания института в 1938 году он перешёл на дневное отделениеи в 1940 году с отличием защитил дипломный проект, получив квалификацию
инженера-электрика
.Проект был выполнен в ОКБ завода № 84 авиационной промышленности
у Главного конструктора 
В.Ф. Болховитинова.Его темой являлась разработка системы электрооборудования тяжелого
самолета
 на переменном токе повышенной частоты.
По
 материалам проекта во Всесоюзном электротехническом институте
были изготовлены опытные образцы мощных самолётных генераторов

и 
электродвигателейкоторые должны были обеспечить электрооборудование
вновь проектируемых тяжелых бомбардировщиков системой переменного тока.Эта работапроводившаяся в отделе электрических машин ВЭИкоторым руководил Академик Клавдий Ипполитович Шенфербыла первой серьезной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию.
С началом Великой Отечественной войны работа была приостановлена.
С 1940-го по 1945 год
 Б.Е. Черток работал в ОКБ под руководством Главного конструктора  
В.Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293и в НИИ-1 Народного комиссариата Авиационной промышленности СССР.После защиты дипломного проекта он был принят на должность Начальника группы, затем был назначен Начальником бригады и впоследствии назначен начальником отдела электро- испецоборудования, автоматики и управления.
В ноябре 1941 года 
вместе с коллективом завода № 293 эвакуировалсяв город БилимбайСвердловской области. 
Во время Великой Отечественной войны Борис Евсеевич Черток разрабатывает автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостными ракетными двигателями.
Им также создана система управления и электрического зажигания жидкостно-реактивных двигателей
которая использовалась в первом полете ракетного самолета "БИ-1" конструкции 
В.Ф. БолховитиноваА.М. ИсаевымА.Я. Березнякаосуществленном лётчиком-испытателемкапитаном Григорием Яковлевичем Бахчиванджи в 1942 году.


В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Борис Евсеевич Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов поизучению ракетной техники.
В том же году вместе с
 
Алексеем Михайлович Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный
институт "Рабе"
который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия.
На
 базе института в 1946 году был создан новый институт - "Нордхаузен",
Главным инженером 
которого был назначен 
Сергей Павлович Королёв.С этого времени Борис Евсеевич работал с ним в тесном сотрудничестве.

Майор Борис Евсеевич Черток


В августе 1946 года Приказами Министров авиационной промышленности и вооружения Б.Е. Черток переведён на должность заместителя Главного инженера и Начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения СССР.
В 1950 году он был переведён на
 должность заместителя Начальника отдела,
а в 1951 году - 
Начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88Главным конструктором которого был 
С.П. Королёв.
После выделения в августе 1956 года ОКБ-1 и опытного завода № 88 из НИИ-88
в самостоятельное предприятие - Опытно-конструкторского бюро № 1
(Начальник и Главный конструктор 
С.П. КоролёвБорис Евсеевич Черток
с 
1957-го по 1963 год работал заместителем Главного конструктора ОКБ-1.
В 1958 году ему была присуждена учёная степень Доктора технических наук.
В 1963 году был назначен заместителем Начальника предприятия по 
научной работеи Начальником филиала № 1, на котором разрабатывались космические аппаратыи системы управления космических аппаратов.
С 1966 года - 
заместитель Главного конструктора Руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения СССР (ЦКБЭМ) под руководством
Василия Павловича Мишинаставшего после смерти С.П. Королёва Главным конструктором предприятия.
В 1974 году Б.Е. Черток становится заместителем Главного (с июня 1977 года - Генерального)конструктора Научно-производственного объединения "Энергия"
Валентина Петровича Глушко по системам управления.
В 
этой должности он проработал до 1992 года и с 1993 года и до конца жизни
являлся Главным научным консультантом генерального конструктора
Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева
 -
старейшим Научным сотрудником предприятия.

Вся научно-инженерная деятельность Бориса Евсеевича Чертока с 1946 года
была связана с
 разработкой и созданием систем управления ракетами
и 
космическими аппаратами.Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные
направления
 и уровень отечественной техники пилотируемых
космических полётов

Одна из первых задач в этой областикоторая была решена Борисом Евсеевичем -это разработка теории надежной конструкции и организация производства
широкого ряда рулевых машин и приводных устройств
.Дальнейшее развитие теории и техники ракетного и космического привода
позволило решить задачу создания сложных механизмов 
для длительной
работы 
в условиях космического пространстваагрегаты для стыковки космических кораблей,управляемые остронаправленные антенны, гидравлические приводы
с 
цифровым управлением и другое.
В 1948 году Б.Е. Черток создал первую лабораторию по разработке инерциальных астронавигационных систем для летательных аппаратов.
Впоследствии с 
его участием были созданы системы ориентации и навигации космических аппаратов с использованием принципа непрерывной коррекции гироскопических приборов пореальным звездам.

Для межконтинентальных ракетракет-носителей и 
космических комплексов им разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборовустройств и систем как единой большой системы, построенной по иерархической структуре.Это позволило практически реализовать методы теории надежности при создании системы управления первой межконтинентальной ракетой Р-7 и последующих её модификаций.Аналогичные принципы были развиты и использовались коллективом,руководимым Б.Е. Чертоком, при разработке сложных ракетных и космических комплексов.
Основополагающие работы Бориса Евгеньевича Чертока связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей.Он возглавлял разработку систем управления пилотируемых кораблей "Восток""Восход"спутника связи "Молния-1", "лунников" и в том числе первого аппаратасовершившего мягкую посадку на Лунупервых автоматических межпланетных станций "Марс-1", "Венера-2""Венера-3", "Венера-4""Зонд", "Электрон",ряда спутников серии "Космос"кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе, и искусственных спутников Земли для наблюдения
и разведки серии "Зенит".

Научно-исследовательская и конструкторская деятельность коллективаруководимого Б.Е. Чертокомявилась фундаментом для создания целого
направления
 в космонавтике науки о системах управления движением и навигации пилотируемых космических кораблей и методах проектирования больших систем управления космическими комплексами.Б.Е. Черток - создатель Ведущей научной школы по разработке сложных систем управления пилотируемыми космическими комплексами, включающими подсистемы ориентации,навигацииавтоматического и ручного сближениястыковки,программно-логического управлениятелеметрического контроляотображения
и диагностикиуправления спускомприземлениемэнергопитанием и целевой исследовательской аппаратурой.
Развитие Борисом Евсеевичем идей системного подходаиспользование
современных средств вычислительной техники
 и комплексного моделирования
в процессе наземной отработки позволили решить фундаментальные проблемыпри создании космических кораблей "Союз""Союз-Т""Прогресс",долговременных орбитальных станций типа "Салют"системы
"Энергия - Буран"
.


Выдающимся достижением отечественной космонавтики явилось создание
постоянно действующего наращиваемого орбитального комплекса "Мир"
.
В
 созданных для этого комплекса бесплатформенных системах управления движением и навигации, управления бортовыми системами комплекса и энергоснабжения широко используется бортовая вычислительная техника
на 
базе современной микроэлектроники.Высокая точность ориентации и стабилизации, экономичность в связи
с 
использованием силовых гироскопов (гиродинов) и надежность позволили осуществить астрофизические и народнохозяйственные исследования первостепенного научного значения.
Более 50-ти лет Б.Е. Черток вёл педагогическую работу.
В 1947-1949 годах им 
был разработан и впервые прочитан курс теории управления летательными аппаратами на Высших инженерных курсах при Московском
Высшем Техническом училище имени Н.Э. Баумана
.
С 1965 года он 
Профессор кафедры "Системы автоматического управления" факультета "Приборостроение" в МВТУ имени Н.Э. Баумана (ныне -
Московский Государственный технический Университет имени Н.Э. Баумана)
.
До 1978 года вёл факультетский курс систем управления ракетно-космическими аппаратами в
МВТУ.
В 1978 году назначен Заведующим базовой кафедрой "Управление движением" Московского физико-технического института и 
читал курс "Управление большими космическими системами".
Борис Евсеевич Черток вёл большую научно-организационную работумного лет он
был Председателем диссертационного совета по защите кандидатских диссертацийчленом Диссертационного докторского совета РКК "Энергия" имени С.П. Королевачленом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССРруководил секцией навигационных систем и чувствительных элементов Научного совета по проблемам управления движением и навигации Российской Академии Наукявлялся Председателем комитета конференций по истории космонавтикиПредседателем Комиссии по разработке Научного наследия
пионеров освоения космического пространства
 при 
Президиуме Российской
Академии Наук
.


Б.Е. Черток - автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены.
Среди наиболее значимых из открытых -
 "Методы повышения надежности управления движением космических аппаратов" (
1977),"Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций" (1986), "Цифровой электрогидродинамический привод ракеты "Энергия" (1990)"JVS an orbiting radio telescope" (1991),
"The rocket streeting actuators"
 (
1994).
В 1994-1999 годах Борисом Евсеевичем Чертоком подготовлена к печати
уникальная историческая серия 
"Ракеты и люди"из четырёх монографийоснованных на автобиографических(дневниковыхзаписях

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Радиограмма А. Короткова - информ. Харро Шульце-Бойзен в Центр

Документ № 394 Запись  «Степанова»  о некоторых сообщениях  «Старшины» 17.04.1941 Сов. секретно 1. «Старшина» отмечает, чт...