среда, 31 января 2018 г.

Капитуляция Германии в карьере разведчика Александра Короткова

Полковник Александр Коротков и генерал-полковник Ганс-Юрген Штумпф
Генерал-полковник Ганс-Юрген Штумпф подписывает Акт о капитуляции
как представитель ВВС (после смещения Геринга пост командующего
Люфтваффе занимал фельдмаршал фон Грейм).  

На фотоснимках и пленках, посвященных подписанию капитуляции Германии в Берлине в ночь с 8 на 9 мая 1945 за спиной трех совершенно убитых происходящим нацистских офицеров - фельдмаршала Кейтеля, адмирала фон Фридебурга и генерала авиации Штумпфа - мелькает один и тот же серьезный и совсем не улыбающийся человек. Этот советский полковник в темном кителе без особых знаков различия помимо погон столь пристально наблюдает за каждым шагом немцев, что усомниться в его "чекистской" принадлежности нельзя. В 45-ом году для Германии, впрочем как и для Советской России он не является известной фигурой, вся его "карьера на виду" впереди, а в этот момент истории полковник Александр Коротков занимает закрытую от внимания общественности должность начальника 1-го (Германского) отдела 1-го Управления внешней разведки МГБ/НКВД. На фронте в 1945 году он приписан к штабу 1-го Белорусского фронта маршала Жукова, являясь представителем начальника разведки Павла Фитина. Генерал Иван Серов (в обычной жизни близкий товарищ Короткова), под которым фактически работает полковник последний месяц войны в Берлине, а после первые месяцы становления Советской военной администрации в Германии, в своих дневниках и вовсе называет  Александра Короткова своим адъютантом.

Капитуляция Германии - в воспоминаниях генерала И. А. Серова.





Иван Александрович Серов
(12 [25] августа 1905Вологодская губернияРоссийская империя — 1 июля 1990Московская областьРСФСРСССР
— деятель советских спецслужб, первый председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР в 1954—1958 годы, начальник Главного разведывательного управления Генштаба в 1958—1963 годах, генерал армии (8 августа 1955, понижен до генерал-майора 12 апреля 1963), Герой Советского Союза (29.05.1945, лишён звания 12.03.1963).

В 1945 году был вторым заместителем Жукова "по тылу" и представителем НКВД-МГБ в штабе 1-го Белорусского фронта (будучи замом Берии). После победы занял пост заместителя Главноначальствующего СВАГ по делам гражданской администрации в Советской зоне оккупации Германии.
Из его воспоминаний:

"...Маршал Жуков послал нас с Соколовским В. Д. и Малининым М. С. встретить на аэродроме союзников США, Англии и Франции, а мне поручил привезти немцев. 
 Союзников: фельдмаршала авиации Теддера*, генерала Спаатс*, генерала Делатра де Тассиньи* встречали, как и положено, по воинскому уставу, с почетным караулом и оркестром.
Затем из Дугласа вышел высокого роста, худой и злобный фельдмаршал Кейтель, а за ним командующий ВМФ Фридебург* и заместитель командующего ВВС Штумпф*, а сзади английские офицеры. 
 Я смотрел на них и думал: «Вот они, подлые завоеватели Европы, губители миллионов людей». 

Капитуляция Германии (фото)

Капитуляция Германии (38 ФОТО)


Подборка фотографий, посвящённых этому знаменательному событию.
1. Здание немецкого военно-инженерного училища в пригороде Берлина – Карлсхорсте, в котором проводилась церемония подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии.
2. Представители Германии за столом во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции. На фото сидят слева направо: генерал-полковник Штумпф  от воен­но-воздушных сил, генерал-фельдмаршал Кейтель  от сухопутных войск и генерал-адмирал фон Фридебург  от военно-морского флота. 08.05.1945 г.

Учреждение СВАГ - Советской военной администрации в Германии



№ 1. Постановление СНК СССР № 1326/301 об организации Советской военной администрации по управлению советской зоной оккупации в Германии[1]

6 июня 1945 г.

Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:
I. Для осуществления контроля за выполнением Германией условий безоговорочной капитуляции и управления советской зоной оккупации в Германии образовать Советскую военную администрацию.
II. Назначить:
Главнокомандующим[2] Советской военной администрацией главнокомандующего Советскими оккупационными войсками в Германии маршала Советского Союза Г. К. Жукова.
Первым заместителем главноначальствующего военной администрации – генерала армии В. Д. Соколовского.
Заместителем главноначальствующего по делам гражданской администрации – комиссара госбезопасности 2 ранга И. А. Серова.
Начальником штаба – генерал-полковника В. В. Курасова.

Убежище для Шелленберга



Эксгумация трупа рейхсфюрера СС (или того, кто выдал себя за Гиммлера при аресте 23 мая 1945 года) все-таки была произведена зимой 1946 года. Один из офицеров, знавший место захоронения, майор Норман Уиттейкер, был направлен командованием в Люнебург в распоряжение Форин-офиса. В одном из лиц, присутствовавших при вскрытии могилы, майор с изумлением узнал Вальтера Шелленберга.
Труп доставили в Ганновер, где повторное вскрытие произвел самый квалифицированный патологоанатом британских вооруженных сил д-р Иан Моррис. На сей раз у него на руках были рентгеновские снимки челюстей Гиммлера. Но сравнивать их оказалось не с чем: зубов во рту покойника почти не осталось.
Труп кремировали, а прах развеяли по ветру.
ЗУБЫ РЕЙХСФЮРЕРА
Протокол осмотра зубов Гиммлера,
составленный посмертно 
Профессиональный патологоанатом англичанин Хью Томас, опубликовавший в прошлом году книгу «Странная смерть Генриха Гиммлера», тщательно изучил все доступные ему источники и материалы обоих вскрытий, а также встретился с некоторыми свидетелями. Томас пришел к однозначному выводу: человек, выдавший себя за рейхсфюрера, – не Гиммлер. Один из наиболее веских аргументов – отсутствие у трупа шрама на левой cкуле. Это след университетских занятий фехтованием, хорошо видный на фотографиях Гиммлера; рана была нанесена рапирой, клинок которой имел в сечении форму трилистника. Участник первого вскрытия, подполковник Браун, однозначно заявил Томасу, что никаких шрамов на лице покойника не было; соответственно, не упоминается он и в протоколе вскрытия. Томас пишет, что Браун был шокирован, когда увидел фотографию Гиммлера в профиль. Что касается второго вскрытия, то к этому времени кожа трупа пришла в такое состояние, что установить наличие или отсутствие шрама не представлялось возможным.

Радиограмма А. Короткова - информ. Харро Шульце-Бойзен в Центр

Документ № 394 Запись  «Степанова»  о некоторых сообщениях  «Старшины» 17.04.1941 Сов. секретно 1. «Старшина» отмечает, чт...