четверг, 8 февраля 2018 г.

Радиоигра на жизнь

Давно это было. Но было. Огненный вал фронта дважды прокатился по нашим местам: туда в 1941, обратно в 1943. А в перерыве шла другая война. С прятками, партизанскими операциями, в ответ на которые следовали карательные, и с радиоиграми. Но игры были недетские - очень часто они заканчивались виселицей. Тем более интересно и полезно мне как радиолюбителю было узнать как же эти радиоигры проходили. И какие технические единицы с той и другой стороны использовались радистами.
         Началось всё с тривиальной ситуации в эфире. Называется паскудство в эфире.  И сначала даже руки опустились от безысходности. Ну что можно сделать когда человек умышленно гадит на частоте DX.   Однако через несколько минут несколько человек, и я в том числе, предложили обменяться азимутом на вредителя. В игре  участвовала станция Дрездена, не запомнил позывной, далее просто называли города и азимут на паскудника. Короче даже несмотря на то, что наши радиолюбительские антенны совсем не точны,  через три минуты можно было получить представление откуда всё-таки ведет передачу этот козёл.
Дрезден - 240 Лондон - 180 Чернигов - 260 Валенсия - 10 Рим - 290 Вот посмотрите картинку которую каждый у себя нарисовал. Самый кривой перенг от меня. :-) Потому что мой  гексабим всего 5 дБ и "закруглённые" концы.  Ширина "лепестка " диаграммы - градусов 90. А то и больше.  Но остальные то как точно!


В обмене не раз звучало слово "азимут". Наш вредитель, как говорят в народе, "дурак дураком, а мух не ест", смекнул, что мы пытаемся его вычислить, и затих. Очень порадовала победа коллективного разума. :-) Вот тогда то я и подумал как трудно было нелегальным радистам, когда на их "отлов" ориентировали профессионалов. И с хорошей техникой. 

Начнём с того, что соответствующие ведомства в различных странах еще до окупации немцами готовило сопротивление и партизанскую войну.  Очень познавательный документ я нашёл в интернете где бы вы думали? В нейтральной Швейцарии!  Конечно, был такой и у нас. И у нас радиолюбителей привлекали к этой работе: готовить не надо, почти готовый радист. Тоесть любая армия вторжения предполагает   противодействие, партизанскую борьбу и радиообмен за линию фронта.  Практическая инструкция по организации сопротивления и учебник по деятельности  партизан. http://lib.rus.ec/b/378703/read 

На фото автомобильный радиопеленгационный пункт вермахта.

Часто в интернете можно найти фотографии партизанских радистов, на которых изображены радиостанции на столах, а вокруг командиры и начальники. Понятно, что фотографии эти делались для газет и даже близко к реалиям они не стоят.  Уже первые месяцы сопротивления показали что немцы с лёгкостью  пеленгуют работу партизанских и диверсионных передатчиков и уже в течение одного-двух часов организовывают достаточно эффективное оцепление и прочёсывание местности откуда радиостанция вела передачу. 
      А кроме этого просто огромное количество передвижных (мобильных на плечах солдат) пеленгаторных групп. Они обеспечивали точность азимута в 1 градус.  Пять-шесть таких пеленгаторов могли определить местоположение передатчика с точностью до десятка метров.
Особо выдающаяся особенность - высокая чувствительность приёмника.  Ну и, соответственно, вес компекса. Вернее его мобильность. Посмотрите сами. Фотография, правда, свежая, но я её специально нашёл, чтобы можно было рассмотреть детали. Диапазон от 1 до 25 мегагерц разбит на 4 поддиапазона. Как вы видите. управляться с этим пеленгатором могли два человека. Я думаю, что были еще пару человек в качестве носильщиков и охраны, но на этой фотографии видно, что потенциально справляются и двое. Питание стандартное для немецких армейских радиостанций - 2,2 вольта накал, 90 - анод.  Чёрный ящик внизу - для батарей, кабелей, наушников и т.д.
Сделаем небольшое отступление. Нам следует вспомнить, как именно работали радиопеленгаторы того времени, чтобы оценить их точность. Известно, что рамочные антенны имеют два минимума в диаграмме направленности. Но два значения направления разведку не устраивает. Поэтому простейший радиопеленгатор должен иметь две антенны - одну рамочную, а вторую - принимающую со всех сторон одинаково.  Если на каком-нибудь устройстве сложить  напряжения с этих двух антенн - получится фигура напоминающая сердце - её так и называют - кардиоида.   Её минимум будет ориентирован на пеленгуемый источник радиосигнала.  Но, если внимательно присмотреться к фигуре, то можно заметить, что минимум не очень ярко выражен, т.е. для практического применения  такая система не обладает требуемой точностью. Для увеличения точности уже в то время применяли  сложение на балансном модуляторе сигналов с двух взаимно перпендикулярных рамок и антенны с круговой поляризацией. Таким образом осуществлялось "обострение" минимума кардиоиды, а полярность результирующего напряжения однозначно показывала направление на источник радиосигнала.


Нет нужды говорить, что для обработки этих сигналов радиоприёмники пеленгаторов должны были обладать очень хорошей чувствительностью, а антенны - точной симметрией.  Позднее, сигналы стали подавать на отклоняющие пластины электронно-лучевых трубок и когда овал вытягивался в прямую линию - определяли направление  (фигуры Лиссажу) .  Но это было позже.  А в 1941 это были наушники и стрелочные приборы. Так как гониометры того времени не могли различать угол менее 1-го градуса, то считается что погрешность пеленгатора тех времен составляла 1 градус.

Помимо стационарных пунктов радиопеленгации немецкие войска имели еще и мобильные радиопеленгаторы, которые по наводке базовых станций выдвигались в сторону предполагаемого местонахождения передатчика и уже там, на небольшом расстоянии (я понял так, что имелось в виду 5 километров) ошибка составляла не более ста метров.  Поэтому радисты уходили далеко в сторону от баз и лагерей партизан и только на большом расстоянии от них разворачивали радиостанции. Зачастую это были расстояния в 30, 40 и даже 50 километров. Всё зависело, как близко были базы или склады, "засветить" которые или поставить под удар поисковых групп немцев  было нельзя. У нас на Черниговщине базы и лагеря были в районе Щорса. Там сейчас начали оформлять мемориал,  оттуда не раз работали наши ребята позывным EO5RPL (радио партизанского лесограда), но основная деятельность была сосредоточена как раз у нас - ближе к Днепровским мостам: автомобильному и железнодорожному. Да и леса у нас погуще, плюс к Белоруссии поближе. Так что я живу в партизанском крае.

Итак, работа на партизанском радио тех времён была более рискованная чем, например, просто воевать на фронте. Так как сеансы радиосвязи с Центром проходили по расписанию, и на встречу никак нельзя было опоздать, партизанский радист выдвигался на позицию заранее. Так как часто нельзя было предположить как много времени займёт дорога, часто это происходило за сутки или даже двое. Время до сеанса короталось в каком-нибудь укрытии, часто в брошенном доме или сарае в опустевшем селе.  Таком как, например, этот. В брёвнах его и вокруг нашлось три пули от ППШ (или ТТ, они одинаковые) и, предположительно, немецкого MP40. Так как они были сильно деформированы, то определить очень трудно.  Гильз тоже немало. Плюс ко всему неизвестно время его постройки: то есть попали ли пули  уже в строение или дом был построен из дереьев в стволах которых уже были пули. Территориально это вблизи бывшего хутора Грибовка, река Борзна. (Репкинский район).

Самые что ни на есть партизанские места. Но от хутора ничего не осталось, сейчас - просто лес. Только в земле можно найти свидетельства того, что здесь жили люди и шла война: хутор был еще дореволюционный, рядом с гильзами и бытовыми предметами нашлось три копейки 1793 года. Встречается кирпич (печи) и остатки сельхозинструмента. И вот здесь разворачивалась война умов. Против могущества сверхиндустрии Германии, её науки, достаточно передовой, между прочим, колоссальной армии, наша двух ватттная радейка, проволочная антенна и шустрые подвижные радисты-партизаны.
 




На фото - постоянный радиопеленгатор, откуда координаты пеленгуемой радиостанции передавались мобильным группам, которые осуществляли точную пеленгацию. 
     В коллекции немецких радиосредств времён второй мировой войны радиолюбителя LA6NCA есть отлично сохранившиеся и полностью работоспособные пеленгаторы Fu.NP.E a/c с приёмником Fu.H.E.u1. (эти фотографии с сайта LA6NCA. Я писал ему письмо с просьбой разрешить их использование, но ответа не получил. Если вы посмотрите его семейные фото тех времён, скорее всего поймете почему). 
Фото с сайта "История Войны". Ищут партизан. Обыск в доме.  Но там партизанского радиста нет. Он в лесу. Полуголодный, потому что в вещьмешке у него вместо харчей  легенда -  партизанская  радиостанция "Север". 
      Стандартная антенна  радиостанции "Север" - это 12-ти метровый наклонный луч с противовесом 3, 6 или 9 метров в зависимости от диапазона. Самый хороший вариант - если антенну удавалось расположить вертикально. Тогда это всё превращалось в классический GP. Радисты знали что такое эффективная высота антенны поэтому и старались выбирать место на краю леса, так как о поглощении радиоволн вертикально стоящими деревьями их так же инструктировали. 
Техника партизан - знаменитое радио "Север".  
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Виды работы - телеграф
Диапазон частот, МГц (прием/ передача):
- "Север" - 3,62-12,25 / 3,62-6,25
- "Север-бис" - 2,22-6,66 / 2,56-5,77 или 1 из 3 кварцев.
Выходная мощность передатчика,  Вт:
- "Север" - 2
- "Север-бис" - 2,5
Дальность действия, до, км - 400
Тип антенны - лучевая 12м, противовес
Источник питания:
- анодный - 4 батареи БАС-60 (0,45 Ач)
- накальный - 2 элемента типа ЗС (29 Ач).
Масса, кг:
- приёмопередатчика - 2
- источников питания - 6
- полного комплекта, не более - 10
Габаритные размеры, мм - 180 х 150 х 100
Состав команды - один радист

  Выпуск радиостанций "Север" на ленинградском заводе имени Козицкого был начат в декабре 1941 года (по другим сведениям, в июле 1941 года). К концу блокады Ленинграда удалось наладить выпуск этих радиостанций до двух тысяч в месяц. Чтобы предельно уменьшить габариты приемопередатчика, радиостанция была построена по так называемой трансиверной схеме, когда на прием и передачу используются одни и те же лампы и большинство деталей. В результате сам аппарат весил всего 2 кг, столько же - запасное имущество. Тяжелее оказались батареи питания - 6 кг. Полный комплект радиостанции умещался в двух небольших холщовых сумках. Приемник был выполнен по схеме прямого усиления 1-V-1. Он имел апериодический вход и один настраиваемый контур с регенеративной обратной связью, позволяющий повысить чувствительность и вести прием незатухающих телеграфных сигналов. Передатчик мощностью около 2 вт, построенный по двухкаскадной схеме (задающий генератор и оконечный каскад), работал как в режиме самовозбуждения в широком диапазоне частот, так и на фиксированных частотах с кварцевой стабилизацией. Для этого станции придавалось несколько кварцевых резонаторов. Питание радиостанции производилось от сухих батарей: анодное - от четырех БАС-60 емкостью 0.45 А/час, накальное - от двух элементов типа 3С емкостью 29 А/ч.   Краткость - сестра таланта.


Радиостанции, предназначенные для диверсионной и партизанской работы выпускались с надписями на английском языке (на фото вверху как раз такая) и туда (позже) устанавливались имевшиеся немногочисленные американские лампы.  Но  ламп было немного, и провести немцев не удалось. Они быстро смекнули, что это дезинформация, поэтому такие радиостанции выпускать перестали и в коллекциях они считаются редкостью. Позже я нашел подтверждение этому
(Рэм Гаухман, ныне - S.K.) о радиостанции "Север": "Прежде всего почему с 1942 г. и до начала 1944 г. на ручках и передней панели "Северка" были английские надписи. Мне, в результате поисков, удалось выяснить из ряда литературных источников, а также из личных бесед с известным радистом H.H. Стромиловым, имевшим непосредственное отношение к производству и использованию разведчиками и партизанами легендарной радиостанции в годы Великой Отечественной войны, следующее. Эти надписи должны были ввести в заблуждение гитлеровцев . И цель была достигнута. Оказывается, гитлеровцы долгое время считали, что радисты, и сам аппарат (по сути трансивер) заброшены в СССР англичанами. Наша же разведка, получая необходимую информацию, организовала соответствующие контрмеры. Теперь о лампах. Специальная советская лампа для "Севера" вообще не создавалась. Дело обстояло так. В связи с отсутствием запаса американских ламп "24" (военный аналог Т-28) пришлось искать замену. Один из специалистов предложил использовать низкочастотные пентоды СБ-244, имевшиеся на ленинградском заводе "Светлана" и уже применявшиеся в предвоенные годы в вещательных батарейных приемниках "БИ-234", "РПК-9" и ряде других усилителей НЧ. Их цоколевка и режим полностью соответствовали американским "24". В инструкции к радиостанции "Север" указывалось, что вместо американских ламп "24", "Север" укомплектован равноценными лампами "СБ-244". Правда, их мощность не превышала 1,5-2,0 Вт., а срок действия, по сравнению с американскими, из-за малой эмиссии катода уменьшался с 750 до 200 часов. Поэтому, с 1944 г. на вооружение поступили "северки", обеспеченные лампами "СО-257" и обеспечивающие мощность 3-3,5 Вт.".


Подключение питания к радиостанции осуществлялось посредством переходной колодки с клеммами, шланга питания и фишки (одна партия станций была выпущена для питания от сети переменного тока). Для контроля за режимом питания имелся вольтметр со шкалами 0-3 в и 0-300 в. Переключение осуществлялось "белой" (на фото пожелтевшей от времени) кнопкой вольтметра.  Для того, чтобы в случае захвата радио врагом нельзя было предположить диапазон, частоту и расписание, или, не дай бог, прямую сдачу сеанса радиосвязи,  настройка велась по таблицам, так как шкалы приемника и передатчика имели условные деления. Прием велся на слух, на головные телефоны, а передача - малогабаритным ключом. Антенна "наклонный луч" - провод, который забрасывался на любое дерево или строение, и секционированный противовес длиной 3, 6, 9 или 12 м (в зависимости от частоты), располагаемый на высоте 1 м от земли в направлении на корреспондента. При выборе оптимальной рабочей частоты подготовленному радисту удавались обеспечивать надежную связь с радиоузлом, имевшим магистральную аппаратуру и направленную антенну, на расстояниях до 700 км. Железяка в 2 килограмма и три !!! лампы, а сколько бед принесла фашистам!



Итак - силы неравные. C учётом того, что радисты были наспех подготовленные - неравные, мягко говоря. Но, если она использовалась, значит были у неё и сильные стороны? Я думаю, главное - малая мощность. При двух ваттах и не всегда оптимальной антенне немецкие пеленгаторы ошибались больше чем на 1 градус.  А это расширяло  площадь поиска в разы. При всей многочисленности и мобильности немецких подразделений, время на оцепление требовало больших людских резервов и времени, за которое партизанские радисты уходили. Есть и еще один аргумент. Если вы внимательно смотрели параметры радиостанции, особенно первого варианта, до 6 мгц, то динна антенны 12 метров еще так сяк. А вот немецким подвижными пеленгаторам с длинной рамок около 2 метров получить достаточную для хорошего пеленга  ЭДС на антенном входе удавалось не всегда. Вот вам ошибка еще на один градус, со всеми вытекающими...  А как же наш приёмный центр?  Помните, я уже не раз цитировал ТТД радиостанции. Там чётко прописано - при условии направленной антенны радиоцентра...  Т.е. искусство радистов с большой земли - третья составляющая успеха.  Хорошие радисты быстро принимали или передавали информацию за линию фронта, чем снижали время на свёртывание радиостанции и выход из опасной зоны подвергшейся пеленгации.  Так что не всегда могущество танков - главное.
    Самой радиостанции в руках не держал. Очень бы хотелось найти владельца "живой" радиостанции и попробовать провести связь с записью фонограммы. А понажимать на ключик вообще бы за счастье. И вообще есть интересная идея провести реконструкцию радиоигр тех лет.  Когда-то, еще в Москве,  проводил QSO с UA3CH, кто помнит, Рэм Гаухман, он работал на этой радиостанции, но тогда в голову не пришло, что надобно бы этот "голос" записать. А вот теперь ищу того, кто может помочь.   Отзовитесь, пожалуйста. Может RA3AL? Может UA3AO?

P.S. Тема имеет продолжение: "К неравнодушным"



Источник: gosh-radist.blogspot.ru 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Радиограмма А. Короткова - информ. Харро Шульце-Бойзен в Центр

Документ № 394 Запись  «Степанова»  о некоторых сообщениях  «Старшины» 17.04.1941 Сов. секретно 1. «Старшина» отмечает, чт...