четверг, 8 февраля 2018 г.

Африка де Лас-Эрас

Ее звали Африка


Испанка 70 лет работала на советскую разведку



 Как говорится, если разведчик известен - значит, он провалился. Об этой женщине не известно практически ничего. И до сих пор многие факты из ее биографии упоминать не рекомендуется, чтобы не навредить интересам государственной безопасности. Звали ее Африка ДЕ ЛАС ЭРАС. Правда, в узких кругах, в первом управлении КГБ СССР, она была известна еще под одним именем - Патрия, что в переводе с испанского означает Родина. Женщина-нелегал. Коренная испанка, она почти 70 лет проработала на советскую разведку.

“Женщин-нелегалов в службе внешней разведки было немного, менее трети. А уж работающих в одиночку - единицы, тем более коренных иностранок, - рассказывает ветеран внешней разведки, полковник Сергей Горленко, бывший куратором и близким другом Африки Де Лас Эрас в последние годы ее жизни. - КГБ предпочитал отправлять работать на нелегальном положении пары, созданные еще здесь. Африка долгие годы работала одна”.

ДЕТСТВО

У этой женщины удивительная судьба. Родилась в испанском Марокко. Непривычное для нас имя Африка получила в честь католического собора святой Африки, стоявшего в местном селении. Отец был опальным офицером, о матери неизвестно.

“Она любила вспоминать о детстве. Рассказывала с упоением, - рассказал в интервью нашей газете Сергей Горленко. - В семье было двое детей - она и старшая сестра. Жили дружно. Сестры были - не разлей вода. Но озорные. Как-то, играя, зарыли в саду дорогое семейное украшение. Родители обнаружили пропажу. Девочки друг друга не выдали, но решили тайком положить вещь на место. Стали искать, но... забыли место, где зарыли. К счастью, родители вскоре забыли о пропаже”.

ПОДПОЛЬЩИЦА

После смерти родителей Африка переехала в Испанию. Впоследствии, когда она уехала оттуда, все связи с семьей были разорваны. Это случилось в 1939-м. Из всей семьи осталась горячо любимая сестра. Но Африка не могла поступить иначе: в Испании шла война, у власти был режим Франко, а она была одной из тех, кто боролся с этим режимом.

В повстанческие отряды она попала еще в начале 30-х. В провинции Астурия готовилось восстание горняков. Африка с головой окунулась в подготовку. Не боялась ничего, выполняла самые опасные поручения. Распространяла оружие. Поддерживала связь между восставшими отрядами рабочих... Режим Франко ставил таких людей к стенке.

Восстание было жестоко подавлено. Африке удалось уцелеть, но ее уже искали. Несколько лет она провела в подполье. И вот тогда на нее и вышли представители советской разведки.

“Советская разведка активно искала выходы на людей, которые могли представлять для нее интерес. И не только в Испании, - рассказывает полковник Горленко. - Африке предложили перебраться в Россию. Она согласилась”.

В Советский Союз Африка Де Лас Эрас прибыла в 1939 году. У себя на родине она была вне закона, и ей пришлось нелегально пересечь несколько государственных границ.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

Пришлось оборвать все, что ее связывало с родиной. Навсегда. Она никогда не узнает судеб сестры и боевых товарищей. И они ее - тоже. Такое условие было поставлено новым руководством. В том же 1939-м она принимает советское подданство. Дальше следы Африки обрываются на три года: где она была, можно только догадываться. А в мае 1942-го советское командование перебрасывает в тыл немецких войск легендарный партизанский отряд “Победители” под командованием Героя Советского Союза полковника Дмитрия Медведева. Там оказывается хрупкая миниатюрная испанка под именем Ивонны Санчес.

Отряд, в который попала Африка, был интернациональным: поляки, болгары, испанцы. Каждый при вступлении давал клятву сражаться до последней капли крови и не сдаваться врагу живым. Такую же клятву дала и Африка.

“Для нее это были не просто слова. Она действительно готовилась умереть за свою новую родину, - рассказывает Сергей Горленко. - В отряд ее зачислили после ускоренного курса радисток. Помимо радиодела этот курс включал военную и физическую подготовку, стрельбу из различных видов оружия, прыжки с парашютом, марш-броски с полной выкладкой. Так что подготовку она прошла очень хорошую”.

В глубоком тылу у гитлеровцев Африка провела почти два года, вначале радисткой в отряде, затем помощником комвзвода.

20 ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА

В Москву Африка вернулась в 1944 году, когда надобность в партизанах отпала. Вызвали на Лубянку, предложили перейти в подразделение внешней разведки и отправили на курсы подготовки разведчиков-нелегалов. По завершении учебы ее через Германию отправили во Францию, затем в Латинскую Америку, где ей предстояло жить почти 20 лет. Так исчезла Африка Де Лас Эрас и появилась Патрия - “Родина”.

“Псевдоним она выбрала сама. Он ей очень подходил, - рассказывает полковник Горленко. - Она сама была воплощением любви к новой родине, чьи интересы ставила выше своих”.

Латинская Америка становилась одним из важнейших разведывательных объектов для Советского Союза. Наступала эра “холодной войны”. Вставал вопрос о разделе сфер влияния между бывшими партнерами, а в перспективе - даже о размещении своих вооруженных сил под боком у бывшего напарника и о создании плацдарма для работы против США. Соединенные Штаты активно выстраивали связи с близлежащей к СЭВ капиталистической Европой и восточно-азиатскими странами. А СССР активизировал деятельность в Латинской Америке: в сферу интересов входили Куба, Чили, Мексика, Аргентина. И одним из людей, работающих в этих интересах, предстояло стать Африке Де Лас Эрас.

В те времена работать было трудно. Советская власть, утратившая за время Второй мировой войны прошлые наработки, была вынуждена все строить заново. В том числе воссоздавать разведывательную сеть в других государствах. Африка-Патрия приехала на континент, связь с которым у СССР на уровне разведывательной деятельности была практически утеряна. Разведчица кочевала по ведущим странам: восстанавливала законсервированные связи, искала новые. Фактически заново создавала агентурную сеть. И все это - в полном одиночестве, под чужой личиной. Шаг в сторону - и все, провал.

БРАК ПО ПРИКАЗУ

Так продолжалось несколько лет, пока из центра не пришла шифровка: такого-то числа выйти замуж за некоего Марко.

“Ей предстояло выйти замуж за совершенно незнакомого человека. Но у нее и мысли не возникло отказаться. Надо - значит надо, - рассказывает Сергей Горленко. - Кому-то это покажется чем-то из ряда вон... А для разведчиков это нормально. Разведчик не принадлежит себе. И его личная жизнь тоже. Помните, в фильме “Семнадцать мгновений весны” был такой момент: Исаеву-Штирлицу устраивают встречу с женой в кафе. На самом деле этого не могло быть, это вразрез с правилами. Были, конечно, разведчики, у которых жены не имели никакого отношения к их деятельности. Но в таких случаях они были там, а жены - здесь. А вот случаи, как у радистки Кэт из того же фильма, которая родила, находясь в подполье, были. Правда, не в Германии и не во время военных действий”.

С этим человеком ей пришлось прожить вместе почти восемь лет. Имя Марко тоже было псевдонимом. В России он был известен как Джовани Бертони. Итальянец по происхождению, он в молодости тоже участвовал в антиправительственном движении. Однажды у себя в Италии убил карабинера. Объявили в розыск, пришлось бежать. Судьба привела в СССР, который многим тогда казался оплотом новой жизни и приютом для беглых оппозиционеров. В России Марко женился, но брак продлился недолго. Она была простой русской женщиной, а он... Он уже несколько лет работал на советскую разведку.

За границей Марко и Патрия должны были изображать счастливую супружескую пару, и для всех таковыми и казались. На самом деле... “Сошлись два сильных характера. Две личности, ни одна из которых не была склонна уступать, - говорит Сергей Горленко. - Прожили вместе восемь лет. Она всегда хорошо о нем отзывалась, но по настоящему близкими людьми они так и не стали. Скорее терпели друг друга по необходимости”.

Он умер в 1964 году. Сказались старые раны. Ей было тогда 54 года. Еще три года ей предстояло работать одной.

ЧУЖАЯ РОДИНА

Для большинства разведчиков-нелегалов возвращение на родину - драма. Вся жизнь проведена в чужой стране, чужой культуре, которая давно стала гораздо более родной. А здесь нет ни друзей, ни, зачастую, родственников. Работа с приездом на родину тоже заканчивается. Кому нужен разведчик-нелегал в России... Разве что передавать опыт в учебных заведениях при КГБ. Да и то, если есть дар преподавания. Африка же ехала не просто в страну, от которой отвыкла. Она ехала в страну, которая для нее, как для представителя совершенно иной культуры, всегда была чужой.

“Ее отозвали по состоянию здоровья в 1967 году. Однако ее не постигла участь большинства коллег. Она на удивление легко приспособилась к новому образу жизни. Но тут надо учитывать, что она практически до самого конца продолжала работать. До 1970 года она еще несколько раз выезжала за границу по заданию центра. Потом, когда состояние здоровья ухудшилось, преподавала будущим разведчикам-нелегалам испанский язык, - рассказывает Сергей Горленко. - Я познакомился с Африкой, когда она уже очень плохо себя чувствовала и из дома почти не выходила. У нее был жуткий, тяжелый характер. Она “сканировала” людей с порога и сразу делила: свой - чужой. Например, могла позвонить на следующий день и сказать, а вот вчерашнего молодого человека больше не присылайте. Он - потенциальный предатель”.

Первое время она жила почти в полном вакууме. Ей запрещали встречаться со старыми знакомыми, оставались только коллеги по работе. Через некоторое время разрешили встречаться с товарищами по партизанскому отряду. Это был практически единственный круг ее общения до конца.

“Помню, я как-то привез ее к себе домой, в нарушение правил. Она очень хотела этого, и моя семья тоже. Вот тогда она была совсем другой - обыкновенной бабушкой. Доброй обычной бабушкой”, - вспоминает Горленко.
Умирала Африка Де Лас Эрас, эта смешливая и категоричная женщина, так и не избавившаяся от сильного испанского акцента, одна. В двухкомнатной квартире с видом на Садовое кольцо. Рядом не было ни родных, ни близких. Сестра была вырвана из сердца раз и навсегда, еще в 39-м. Муж, хотя и навязанный руководством, но единственный близкий человек на протяжении восьми лет - давно умер. Падчерицу Зинаиду, дочь Джовани Бертони от первого брака, единственную имевшуюся у нее здесь родственницу, она вычеркнула из жизни навсегда. Оказалось, что вся любовь Зинаиды сводилась к продовольственным спецпайкам в мачехином холодильнике. Жалела ли Африка, что все так сложилось? Хотела ли переписать свою жизнь набело? Нет. “Я все сделала правильно”, - говорила она.

ЭПИЛОГ

К сожалению, мы не можем рассказать больше о том, какой именно вклад внесла Африка Де Лас Эрас в укрепление позиций Советского Союза во время “холодной войны”. Не можем назвать, какие секреты других стран ей удалось узнать. Большинство этих данных засекречены по сей день. Российские спецслужбы не любят даже называть основное место ее нелегальной работы - Аргентину. Думаю, лучше всего ее деятельность оценивает надпись на могиле в месте захоронения офицеров на Хованском кладбище: “Африка Де Лас Эрас. Почетный сотрудник госбезопасности”.

Екатерина ПОЙМЕНОВА


“А”- СПРАВКА

Африка Де Лас Эрас, псевдоним - Патрия, полковник, почетный сотрудник госбезопасности СССР. Родилась в 1910 году. Национальность - испанка. Гражданство СССР приняла в 1939.

С 1945 - сотрудник подразделения внешней разведки КГБ СССР. На протяжении 20 лет - резидент советской разведки в странах Латинской Америки. Общий стаж работы - 70 лет. Награждена орденами Ленина, Великой Отечественной войны II степени, двумя орденами “Красного знамени”, медалями “За отвагу” I степени и “Партизану Отечественной войны” I-II степени, нагрудным знаком “Почетный сотрудник госбезопасности”. Последнее - высший знак отличия КГБ СССР, выдававшийся за особые заслуги. Среди чекистов он ценился гораздо выше остальных наград. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Радиограмма А. Короткова - информ. Харро Шульце-Бойзен в Центр

Документ № 394 Запись  «Степанова»  о некоторых сообщениях  «Старшины» 17.04.1941 Сов. секретно 1. «Старшина» отмечает, чт...